Законопроект Гетманцева — Что скрывает законопроект о хороших налогоплательщиках

Законопроект Гетманцева - Что скрывает законопроект о хороших налогоплательщиках

В Украине может появиться список налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения законодательства. Они и будут пользоваться рядом преимуществ в налоговом администрировании во время военного положения. Фокус узнал слабые места инициативы.

В Верховной раде зарегистрирован проект изменений в Налоговый кодекс Украины №11084 от 13.03.2024, который предлагает ввести перечень налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства. Подали документ глава финансового комитета Даниил Гетманцев и группа народных депутатов. Фокус спросил у экспертов, сработает ли инициатива и как может повлиять на дисциплину отечественных налогоплательщиков.

Мотивировать заплатить: что именно хотят ввести в налоговом вопросе

Проект закона №11084 предлагает включать налогоплательщиков в перечень налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства, при условии отсутствия налогового долга и недоимки по уплате ЕСВ, а также отсутствия нарушений налоговых обязанностей по представлению отчетности и отсутствия по результатам документальных проверок налогоплательщика несогласованных налоговых (денежных) обязательств по налоговым уведомлениям-решениям и соблюдения других требований.

Законопроект Гетманцева - Что скрывает законопроект о хороших налогоплательщиках

Вести перечень будет Государственная налоговая служба Украины, а информацию о включении в него налогоплательщик будет получать через электронный кабинет.

Планируется, что включенные в перечень предприниматели будут получать следующие преимущества:

  • мораторий на документальные проверки, кроме некоторых видов;
  • сокращение сроков камеральной и документальной проверок в целях бюджетного возмещения — 5 календарных дней;
  • индивидуальные налоговые консультации в течение 5 календарных дней;
  • за налогоплательщиком закрепляется комплаенс-менеджер, с которым плательщик сможет взаимодействовать, в частности с использованием средств дистанционной связи, в том числе в режиме видеоконференции;
  • налогоплательщик на свой запрос в пятидневный срок имеет право получить сведения об имеющейся у контролирующего органа налоговой информации, которая может свидетельствовать о налоговых рисках в деятельности налогоплательщика, а также консультацию по устранению таких рисков.

Законопроект Гетманцева - Что скрывает законопроект о хороших налогоплательщиках

Новые пряники: следует ли бизнесу ожидать налоговых скидок

«Отмечу, что проект — не о налоговых скидках», — говорит заместитель председателя Адвокатского объединения «Алиби» Алексей Бебель.

По его словам, документ касается создания перечня налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства, в который будут включать юридические лица и физических лиц предпринимателей, которые одновременно соответствуют ряду требований.

Законопроект изменений в Налоговый кодекс Украины №11084 касается создания перечня налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства, в который будут включать юридические лица и физических лиц предпринимателей, которые одновременно соответствуют ряду требований

Дополнительно к вышеперечисленным требованиям, в зависимости от того, юридические лица это или ФЛП, а у юридических лиц еще и в зависимости от того, на общей или упрощенной системе налогообложения они работают, для включения в перечень добавляется еще несколько критериев:

  • уровень уплаты налога на прибыль предприятий является равным/выше среднего по отрасли;
  • начисление и выплата доходов в виде заработной платы за последние два отчетных (налоговых) периода осуществляются на уровне не менее средней заработной платы в соответствующей отрасли в соответствующем регионе;
  • площадь имеющихся у плательщика налога в собственности (на праве собственности/пользования) арендованных земельных участков составляет не менее 500 гектаров включительно или арендованных земельных участков коммунальной и/или государственной собственности — не менее 0,5 гектара (по состоянию на 1 января текущего года), которые задекларированы до 20 февраля текущего года и за которые уплачена сумма налогового обязательства по плате за землю в сроки, предусмотренные законодательством.

Вносить данные в этот реестр должна ежеквартально Государственная налоговая служба Украины по результатам отчетов. Поэтому можно сказать, что фактически «попадание» юридического лица или ФЛП в перечень должно осуществляться почти автоматически.

«В принципе следует согласиться с теми представителями СМИ, которые выражают обеспокоенность по поводу создания каких-то отдельных, несколько льготных режимов работы отдельных предприятий и ФЛП, а также коррупционных рисков, которые с этим связаны. Впрочем, по моему убеждению, во время войны, когда государство не имеет возможности стимулировать работу бизнеса деньгами, оно вынуждено будет вводить какие-то нематериальные средства поддержки. Поэтому, на самом деле, я бы не драматизировал это. Прежде всего, так называемые льготы — не такие уж и большие, а требования, предъявляемые для их получения, наоборот, серьезные. Тем более, законопроект определяет четкие критерии для зачисления в этот перечень и постоянное его обновление. При таких условиях субъективный фактор сводится к минимуму. Поэтому, считаю, что проект Закона Украины является справедливым и нужным именно с учетом поддержки честного и прозрачного бизнеса во время войны«, — пояснил Фокусу Алексей Бебель.

Законопроект Гетманцева - Что скрывает законопроект о хороших налогоплательщиках

Разделение на «белых» и «не белых» налогоплательщиков: скрывает ли проект опасность и риски

Принятие предложений в законопроекте, который подал в ВР глава финансового комитета Гетманцев, является вполне реальной перспективой. Но срочность принятия таких поспешных изменений не исключает коррупционной составляющей, что может сыграть не последнюю роль в определении «своих» плательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства, говорит управляющий партнер Evrika Law Андрей Шабельников.

С ним соглашается и экономист CASE Украина, главный эксперт группы по вопросам налоговой реформы Экономическо-экспертной платформы Владимир Дубровский.

Этот законопроект — не о налоговых льготах, а о разделении налогоплательщиков на тех, кого считают «белыми», и всех остальных

«Это не о налоговых льготах, а о разделении налогоплательщиков на тех, кого считают «белыми», и всех остальных. На самом деле, идея, как по мне, очень плохая. С нескольких сторон. «Свои» попадут в «белые», их конкуренты попадут в «черные». Вероятно, будет какой-то билет на то, чтобы стать «белым». На самом деле, по критериям, которые предлагаются, разделить на тех, кто придерживается налогового законодательства, а кто нет, невозможно. Мол, если у плательщика история хорошая, а это значит, что он или действительно добросовестно платил, или всегда хорошо договаривался с налоговиками. Пока у нас существует администрирование НДС такое, как есть, и налог на прибыль, то любому налогоплательщику (кроме упрощенной системы) можно доначислить налоги. И у него появится налоговый долг. Потом он это будет оспаривать в суде, и в 90% суд признает его правоту, однако налоговый долг у него уже будет, поэтому из этих «белых» он автоматически вылетит. То есть это сугубо на усмотрение налоговиков — кого оставлять в этих «белых», а кого нет. Кто с ними будет ссориться, или кто будет их публично ругать, тот будет всегда в «небелых», — говорит Владимир Дубровский.

По мнению экспертов, речь идет об идее создать преференции для части бизнеса по критериям, которые в совокупности не являются прозрачными. Поэтому успешность инициативы будет в значительной степени зависеть от четкости критериев отбора налогоплательщиков, которые будут считаться соблюдающими налоговое законодательство, а также от прозрачности и справедливости механизма их отбора и контроля за соблюдением условий.

«Важно, чтобы эти процессы были максимально открытыми и понятными для всех участников рынка, чтобы избежать возможных злоупотреблений и повысить доверие к налоговой системе страны», — добавляет адвокат Stron Legal Services Екатерина Струкова.

Законопроект Гетманцева - Что скрывает законопроект о хороших налогоплательщиках

Вишенка на торте: что общего между проектом о налогах и перезагрузкой налоговой

В Украине продолжаются дискуссии о необходимости перезагрузки налоговой системы. По словам председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, именно Национальная стратегия доходов до 2030 года, которую приняло правительство, является дорожной картой будущих изменений в налоговой и таможенной политике государства. Она предусматривает внедрение новых подходов в налоговом и таможенном администрировании, которые якобы соответствуют европейской и мировой практике.

Законопроект Гетманцева - Что скрывает законопроект о хороших налогоплательщиках

Особенностью стратегии Гетманцев называет прежде всего реформирование самих налоговых и таможенных органов по двум таким стратегическим направлениям, как диджитализация и антикор.

Национальная стратегия доходов до 2030 года, которую приняло правительство, является дорожной картой будущих изменений в налоговой и таможенной политике государства

«Мы должны сначала с вами превратить эти органы и такие, которым будет действительно доверять общество. Это должно произойти именно в 2024-2025 годах. А уже в послевоенное время мы подойдем к существенному реформированию самой налоговой системы. Но 1-й этап — он является обязательным, чтобы мы перешли ко 2-му этапу», — сказал Гетманцев в интервью «Укринформу».

Экономические эксперты соглашаются: действительно, перезагрузка налоговой и таможенной служб необходима, однако отмечают, что под видом перезагрузки правительство может просто четко отделить «своих» от «чужих».

«Вишенка на торте законопроекта о налогах — это как раз тема перезагрузки налоговой службы. Да, Гетманцев прав относительно перезагрузки налоговой и таможенной служб. Есть группа бизнеса, которая выступает за налоговые реформы, в частности, за перезагрузку налоговой, критикует нынешнюю систему. Однако дальше делается такой трюк: они говорят: «Вот есть «белый» бизнес, который нас не критикует (но не критикует потому, что в противном случае, сразу станет «небелым»). А есть оптимизаторы — все остальные, к которым у нас есть вопросы… Вот они нас и критикуют, потому что не хотят платить налоги». Вот такая на самом деле подоплека этого законопроекта. Есть бизнес, который думает, что попадет в этот «белый» список, пока не разгадал эту ловушку. Также есть депутаты, которые неглубоко разбираются в теме, которым кажется: «О, так это же замечательно! Мы создадим стимул для уплаты налогов и поможем налоговой не тратить время на проверки тех предприятий, которые соблюдают правила». А на самом деле, это выделение привилегированных групп, что является плохим», — уверен Владимир Дубровский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *